VIII. Порядок и условия предоставления медицинской помощи
Раздел разработан в соответствии с требованиями федерального зако-
нодательства, предъявляемыми к Программе.
8.1. Условия реализации установленного законодательством
Российской Федерации права на выбор врача, в том числе врача
общей практики (семейного врача) и лечащего врача
(с учетом согласия врача)
При оказании гражданину медицинской помощи в рамках Программы
он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор
врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организа-
ции гражданами, проживающими в закрытых административно-
территориальных образованиях (г. Саров), на территориях с опасными для
здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами,
включенных в соответствующий перечень, а также работниками организа-
ций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышлен-
ности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин вы-
бирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-
участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев
изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбран-
ной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем
один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации)
врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-
педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельд-
шера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя
руководителя медицинской организации.
Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи
осуществляется:
1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участ-
кового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача- специалиста;
2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую
организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с ча-
стью 2 статьи 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. No 323-ФЗ “Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, с учетом по-
рядков оказания медицинской помощи.
Лечащий врач назначается руководителем медицинской организации
(подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с уче-
том согласия врача. В случае требования пациента о замене лечащего врача
руководитель медицинской организации (подразделения медицинской орга-
низации) должен содействовать выбору пациентом другого врача в порядке,
установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной вла-
сти.
Для получения специализированной медицинской помощи в плановой
форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению ле-
чащего врача. В случае, если в реализации Программы принимают участие
несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь
по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать
гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом вы-
полнения условий оказания медицинской помощи, установленных Програм-
мой.
Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывает-
ся гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее
оказания.
При оказании гражданину медицинской помощи в рамках Программы
выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой
медицинской помощи) за пределами территории Нижегородской области, на
которой проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право
на получение информации в доступной для него форме, в том числе разме-
щенной в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, о меди-
цинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о
врачах, об уровне их образования и квалификации.
Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами,
приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражда-
нами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, под-
лежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернатив-
ную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу
или приравненную к ней службу по контракту, а также задержанными, за-
ключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения сво-
боды, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществля-
ется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных
статьями 25 и 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. No 323-ФЗ “Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.
8.2. Порядок реализации установленного законодательством
Российской Федерации права внеочередного оказания
медицинской помощи отдельным категориям граждан, включая участ-
ников специальной военной операции Российской Федерации на Украине, в
медицинских организациях, находящихся на территории
Нижегородской области
1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру реализации меры со-
циальной поддержки граждан, имеющих право в соответствии с федераль-
ным законодательством на внеочередное оказание медицинской помощи (да-
лее – граждане) в медицинских организациях Нижегородской области, участ-
вующих в реализации Программы.
2. Правом внеочередного получения медицинской помощи пользуются
следующие категории граждан:
2.1. Инвалиды войны и граждане других категорий, предусмотренных
статьями 14–19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. No 5-ФЗ “О ве-
теранах”:
– инвалиды войны;
– участники Великой Отечественной войны;
– ветераны боевых действий;
– военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях,
учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действу-
ющей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести
месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за
службу в указанный период;
– лица, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда”;
– лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объек-
тах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на
строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов
и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фрон-
тов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках же-
лезных и автомобильных дорог;
– члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Ве-
ликой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
2.2. Граждане Российской Федерации, награжденные нагрудным зна-
ком “Почетный донор России”, согласно статье 23 Федерального закона от 20
июля 2012 г. No 125-ФЗ “О донорстве крови и ее компонентов”.
2.3. Граждане России, удостоенные званий Героя Советского Союза,
Героя Российской Федерации и являющиеся полными кавалерами ордена
Славы, согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 15 января 1993 г.
No 4301-1 “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федера-
ции и полных кавалеров ордена Славы”.
2.4. Лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии ре-
абилитированные; лица, признанные пострадавшими от политических ре-
прессий, согласно статье 2 Закона Нижегородской области от 24 ноября
2004 г. No 131-З “О мерах социальной поддержки жертв политических ре-
прессий”.
2.5. Дети-инвалиды в соответствии с настоящей Программой.
2.6. Иные категории граждан, имеющие право внеочередного получе-
ния медицинской помощи в соответствии с действующим законодатель-
ством.
3. Основанием для внеочередного оказания медицинской помощи в ме-
дицинских организациях является документ, подтверждающий принадлеж-
ность гражданина к одной из отдельных категорий граждан, которым в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право
на внеочередное оказание медицинской помощи.
4. Внеочередное оказание медицинской помощи организуется при ока-
зании гражданам медицинской помощи в медицинских организациях Ниже-
городской области, определенных приложением 4 к Программе.
Финансирование расходов, связанных с внеочередным оказанием ме-
дицинской помощи гражданам, осуществляется в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации.
5. В отделениях стационара, приемном отделении и регистратуре ме-
дицинской организации размещается информация о перечне отдельных кате-
горий граждан и порядке реализации права внеочередного оказания меди-
цинской помощи в медицинских организациях, участвующих в реализации
Программы.
6. Граждане, нуждающиеся в оказании амбулаторной медицинской по-
мощи, обращаются в регистратуру территориальной медицинской организа-
ции, где амбулаторные карты (учетная форма 025/у-04) маркируются литерой
“Л”. Работник регистратуры доставляет медицинскую карту гражданина с
литерой “Л” врачу соответствующей специальности, который, в свою оче-
редь, организует внеочередной прием гражданина.
Медицинские работники, осуществляющие прием больных, информи-
руют их о преимущественном праве граждан, указанных в пункте 2 настоя-
щего раздела, на внеочередной прием и оказание медицинской помощи.
7. При наличии медицинских (клинических) показаний для проведения
дополнительного медицинского обследования гражданина или лабораторных
исследований при оказании амбулаторной медицинской помощи медицин-
ской организацией организуется внеочередной прием гражданина необходи-
мыми врачами-специалистами или проведение необходимых лабораторных
исследований.
8. В случае необходимости оказания гражданину стационарной или ме-
дицинской помощи в условиях дневных стационаров врач медицинской ор-
ганизации выдает направление на госпитализацию с пометкой о льготе (в со-
ответствии с пунктом 6 настоящего раздела). Медицинская организация, ока-
зывающая стационарную медицинскую помощь, организует внеочередную
плановую госпитализацию гражданина.
9. В случае отсутствия необходимого вида медицинской помощи в ме-
дицинской организации, оказывающей стационарную медицинскую помощь
и медицинскую помощь в дневных стационарах, при наличии показаний
граждане направляются в соответствующую медицинскую организацию,
участвующую в реализации Программы, для решения вопроса о внеочеред-
ном оказании медицинской помощи.
10. Направление граждан в медицинскую организацию, участвующую в
реализации Программы, для оказания им внеочередной медицинской помощи
осуществляется на основании заключения врачебной комиссии территори-
альной медицинской организации с подробной выпиской и указанием цели
направления.
11. Медицинская организация Нижегородской области обеспечивает
консультативный прием граждан вне очереди, а по показаниям – внеочеред-
ное стационарное обследование и лечение.
8.3. Порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами,
а также медицинскими изделиями, включенными в утверждаемый
Правительством Российской Федерации перечень медицинских
изделий, имплантируемых в организм человека, лечебным
питанием, в том числе специализированными продуктами
лечебного питания, по назначению врача, а также донорской
кровью и ее компонентами по медицинским показаниям
в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом
видов, условий и форм оказания медицинской помощи,
за исключением лечебного питания, в том числе
специализированных продуктов лечебного питания
(по желанию пациента)
Граждане обеспечиваются лекарственными препаратами, а также ме-
дицинскими изделиями, включенными в утверждаемый Правительством Рос-
сийской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в ор-
ганизм человека, лечебным питанием, в том числе специализированными
продуктами лечебного питания, по назначению врача, а также донорской
кровью и ее компонентами по медицинским показаниям в соответствии со
стандартами медицинской помощи и клиническими рекомендациями с уче-
том видов, условий, форм оказания медицинской помощи, за исключением
лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного
питания (по желанию пациента).
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препа-
ратов, применяемых в рамках Программы, приведен в приложении 2 к Про-
грамме (далее – Перечень).
В случае необходимости назначения в рамках Программы стационар-
ным больным лекарственных препаратов, зарегистрированных в установлен-
ном порядке в Российской Федерации и разрешенных к медицинскому при-
менению, но не включенных в Перечень, в случае их замены из-за индивиду-
альной непереносимости, по жизненным показаниям, их назначение произ-
водится по решению врачебной комиссии медицинской организации, которое
фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной ко-
миссии.
Закупка бактериофагов, медицинских газов, мягких лекарственных
форм, спиртовых растворов, фармацевтических субстанций, экстемпораль-
ных лекарственных форм, применяемых в лечебно-диагностическом процес-
се при оказании медицинской помощи и включенных в государственный ре-
естр лекарственных средств, Перечнем не регламентируется и осуществляет-
ся по решению руководителей медицинских организаций в соответствии с
законодательством.
Закупка не включенных в Перечень аллергенов, анатоксинов, вакцин,
иммуноглобулинов, лекарственных средств для дезинфекции, радиоизотоп-
ных средств, сывороток (в т.ч. диагностических), применяемых в лечебно-
диагностическом процессе при оказании медицинской помощи и включен-
ных в государственный реестр лекарственных средств, а также медицинских
изделий, применяемых в лечебно-диагностическом процессе при оказании
медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Феде-
рации, осуществляется по решению руководителей медицинских организа-
ций в соответствии с законодательством.
Закупка остальных лекарственных препаратов, не включенных в Пере-
чень, применение которых в медицинских организациях предусмотрено по-
рядками оказания медицинской помощи, стандартами медицинской помощи,
клиническими протоколами, утвержденными в установленном порядке, а
также иными нормативными актами Российской Федерации, осуществляется
в соответствии с действующим законодательством.
8.4. Порядок обеспечения граждан в соответствии с перечнем
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном
лечении которых лекарственные препараты и медицинские
изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также
в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном
лечении которых лекарственные препараты отпускаются
по рецептам врачей с 50-процентной скидкой
При амбулаторном лечении обеспечение граждан бесплатными лекар-
ственными препаратами осуществляется в соответствии с перечнем лекар-
ственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении кото-
рых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по ре-
цептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населе-
ния, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпуска-
ются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой (приложение 3 к Про-
грамме), сформированным в объеме не менее объема, утвержденного распо-
ряжением Правительства Российской Федерации на соответствующий год
перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, за
исключением лекарственных препаратов, используемых исключительно в
стационарных условиях.
Субъект Российской Федерации, в котором гражданин зарегистрирован
по месту жительства, вправе предусмотреть возмещение субъекту Россий-
ской Федерации, в котором гражданин фактически пребывает, затрат, свя-
занных с его обеспечением наркотическими и психотропными лекарствен-
ными препаратами, в рамках межбюджетных отношений в соответствии с
бюджетным законодательством Российской Федерации.
8.5. Порядок обеспечения граждан в рамках оказания
паллиативной медицинской помощи для использования на дому
медицинскими изделиями, предназначенными для поддержания
функций органов и систем организма человека, а также
наркотическими лекарственными препаратами и психотропными
лекарственными препаратами при посещениях на дому
Обеспечение граждан в рамках оказания паллиативной медицинской
помощи для использования на дому медицинскими изделиями, предназна-
ченными для поддержания функций органов и систем организма человека, а
также наркотическими лекарственными препаратами и психотропными ле-
карственными препаратами при посещениях на дому осуществляется в соот-
ветствии с приказом министерства здравоохранения Нижегородской области.
Порядок передачи от медицинской организации пациенту (его законному
представителю) медицинских изделий, предназначенных для поддержания
функций органов и систем организма человека, для использования на дому
при оказании паллиативной медицинской помощи устанавливается Мини-
стерством здравоохранения Российской Федерации.
Порядок назначения наркотических лекарственных препаратов и пси-
хотропных лекарственных препаратов и обеспечения ими в рамках оказания
паллиативной медицинской помощи при посещениях на дому осуществляет-
ся в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской
Федерации.
8.6. Перечень мероприятий по профилактике заболеваний
и формированию здорового образа жизни, условия и сроки
проведения диспансеризации населения для отдельных
категорий граждан, профилактических медицинских осмотров,
в том числе несовершеннолетних
В рамках Программы осуществляются следующие мероприятия по про-
филактике заболеваний и формированию здорового образа жизни:
– профилактические медицинские осмотры и диспансеризация опреде-
ленных групп взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше), в том числе
работающих и неработающих граждан, обучающихся в образовательных ор-
ганизациях по очной форме;
– профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних, в том
числе профилактические медицинские осмотры в связи с занятиями физиче-
ской культурой и спортом, а также при поступлении в образовательные орга-
низации и в период обучения в них;
– диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-
сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновлен-
ных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или
патронатную семью; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-
лей, помещаемых под надзор в организацию для сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей;
– диспансерное наблюдение женщин в период беременности;
– проведение профилактических прививок в соответствии с националь-
ным календарем профилактических прививок и профилактических прививок
по эпидемическим показаниям;
– диспансерное наблюдение граждан, страдающих социально значимыми
заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружа-
ющих; а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функцио-
нальными расстройствами, иными состояниями;
– формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, включая
здоровое питание и отказ от вредных привычек, в медицинских организаци-
ях, в том числе в центрах здоровья (для взрослого и детского населения), ка-
бинетах и отделениях медицинской профилактики, включая обучение осно-
вам здорового образа жизни, в том числе в школах здоровья;
– информирование о проведении профилактического медицинского
осмотра и диспансеризации, их целях, а также проведение разъяснительной
работы и мотивирование граждан к прохождению профилактического меди-
цинского осмотра, диспансеризации;
– информирование (консультирование) по вопросам профилактики раз-
личных заболеваний, пропаганде здорового образа жизни, отказу от вредных
привычек;
– информирование населения о факторах, способствующих укреплению
здоровья, и о факторах, оказывающих на него вредное влияние;
– консультирование по вопросам сохранения и укрепления здоровья,
профилактике заболеваний.
8.7. Условия и сроки проведения профилактических медицинских осмотров
и диспансеризации определенных групп взрослого населения,
углубленной диспансеризации, диспансерного наблюдения,
профилактических осмотров несовершеннолетних
Порядок проведения профилактических медицинских осмотров, дис-
пансеризации, диспансерного наблюдения утверждается Министерством
здравоохранения Российской Федерации.
Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включа-
ющий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные ме-
тоды обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (вклю-
чая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и
осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Диспансеризация взрослого населения проводится медицинскими ор-
ганизациями (иными организациями, осуществляющими медицинскую дея-
тельность) независимо от организационно-правовой формы, участвующими в
реализации Программы в части оказания первичной медико-санитарной по-
мощи.
Гражданин проходит диспансеризацию в медицинской организации, в
которой он получает первичную медико-санитарную помощь.
Диспансеризация в каждом возрастном периоде человека может прово-
диться в два этапа.
Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявле-
ния у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний, факто-
ров риска их развития, риска пагубного употребления алкоголя, потребления
наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, опре-
деления группы здоровья, а также определения медицинских показаний к
выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-
специалистами для уточнения диагноза заболевания (состояния) на втором
этапе диспансеризации.
Профилактический медицинский осмотр и первый этап диспансериза-
ции могут проводиться мобильными медицинскими бригадами.
Второй этап диспансеризации проводится с целью дополнительного
обследования и уточнения диагноза заболевания (состояния).
Профилактический медицинский осмотр проводится ежегодно:
1) в качестве самостоятельного мероприятия;
2) в рамках диспансеризации;
3) в рамках диспансерного наблюдения (при проведении первого в те-
кущем году диспансерного приема (осмотра, консультации).
Диспансеризация определенных групп взрослого населения проводит-
ся:
1) 1 раз в три года в возрасте от 18 до 39 лет включительно;
2) ежегодно в возрасте 40 лет и старше, а также в отношении отдель-
ных категорий граждан, включая:
а) инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых дей-
ствий, а также участников Великой Отечественной войны, ставших инвали-
дами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин
(кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных
действий);
б) лиц, награжденных знаком “Жителю блокадного Ленинграда” лиц
награжденных знаком “Житель осажденного Севастополя” и признанных ин-
валидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин
(кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных
действий);
в) бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других
мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками
в период Второй мировой войны, признанных инвалидами вследствие обще-
го заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, ин-
валидность которых наступила вследствие их противоправных действий);
г) работающих граждан, не достигших возраста, дающего право на
назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до
наступления такого возраста и работающих граждан, являющихся получате-
лями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет.
Продолжительность первого этапа диспансеризации не превышает 5
рабочих дней, а при назначении дополнительных консультаций, исследова-
ний в рамках второго этапа диспансеризации с целью уточнения диагноза не
более 10 рабочих дней.
Диспансеризация детского населения осуществляется медицинскими
организациями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, и
структурными подразделениями иных организаций, осуществляющих меди-
цинскую деятельность, в объеме, предусмотренном перечнем исследований
при проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждени-
ях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том
числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в
приемную или патронатную семью (далее – дети, оставшиеся без попечения).
Диспансеризация проводится ежегодно в целях раннего (своевременно-
го) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их
развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выра-
ботки рекомендаций для детей-сирот и детей, оставшихся без опеки.
Общая продолжительность первого этапа диспансеризации не превы-
шает 10 рабочих дней, а при назначении дополнительных консультаций, ис-
следований и (или) необходимости получения информации о состоянии здо-
ровья несовершеннолетнего из других медицинских организаций общая про-
должительность – не более 45 рабочих дней (первый и второй этапы).
Профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних, в том
числе в связи с занятиями физической культурой и спортом, проводятся еже-
годно в установленные возрастные периоды (от новорожденности до 17 лет)
в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, за-
болеваний и факторов риска их развития, а также в целях формирования
групп здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних.
Профилактические медицинские осмотры проводятся в медицинских
организациях независимо от их организационно-правовой формы, оказыва-
ющих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним, в том
числе с использованием выездных форм работы.
Общая продолжительность первого этапа профилактического осмотра
должна составлять не более 20 рабочих дней, а при назначении дополнитель-
ных консультаций, исследований и (или) необходимости получения инфор-
мации о состоянии здоровья несовершеннолетнего из других медицинских
организаций общая продолжительность профилактического осмотра – не бо-
лее 45 рабочих дней (первый и второй этапы).
Условия и сроки диспансеризации определенных групп взрослого
населения регламентированы нормативными документами Министерства
здравоохранения Российской Федерации.
Финансовое обеспечение мероприятий по профилактике заболеваний и
формированию здорового образа жизни осуществляется в соответствии с
действующим законодательством.
Граждане, переболевшие новой коронавирусной инфекцией (COVID-
19), вправе пройти углубленную диспансеризацию, включающую исследова-
ния и иные медицинские вмешательства по перечню, который приведен в
приложении 8.
Углубленная диспансеризация также может быть проведена по инициа-
тиве гражданина, в отношении которого отсутствуют сведения о перенесен-
ном заболевании новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при подаче
им заявления на имя руководителя медицинской организации, выбранной
гражданином для оказания первичной медико-санитарной помощи, о его же-
лании пройти углубленную диспансеризацию, оформленного в произвольной
форме в письменном виде.
Перечень медицинских организаций, осуществляющих углубленную
диспансеризацию, и порядок их работы размещаются:
– в отношении медицинских организаций, подведомственных мини-
стерству здравоохранения Нижегородской области, – на официальном сайте
министерства здравоохранения Нижегородской области в информационно-
телекоммуникационной сети “Интернет”, а также на едином портале госу-
дарственных и муниципальных услуг (функций) (далее – единый портал);
– в отношении федеральных медицинских организаций – федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия
учредителя медицинской организации, на его официальном сайте в информа-
ционно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также на едином портале.
Порядок направления граждан на прохождение углубленной диспансе-
ризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансери-
зацию в первоочередном порядке, устанавливается Министерством здраво-
охранения Российской Федерации.
Медицинские организации, в том числе подведомственные федераль-
ным органам исполнительной власти и имеющие прикрепленный контингент,
в соответствии с порядком направления граждан на прохождение углублен-
ной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную
диспансеризацию в первоочередном порядке, формируют перечень граждан,
подлежащих углубленной диспансеризации, и направляют его в территори-
альный фонд обязательного медицинского страхования. Территориальный
фонд обязательного медицинского страхования доводит указанные перечни
до страховых медицинских организаций, в которых застрахованы граждане,
подлежащие углубленной диспансеризации.
Информирование граждан о возможности пройти углубленную диспан-
серизацию осуществляется с привлечением страховых медицинских органи-
заций с использование мединого портала, сети радиотелефонной связи
(СМС-сообщения) и иных доступных средств связи.
Запись граждан на углубленную диспансеризацию осуществляется
в установленном порядке, в том числе с использованием единого портала.
Медицинские организации организуют прохождение углубленной дис-
пансеризации гражданином из расчета выполнения всех исследований и
иных медицинских вмешательств первого этапа углубленной диспансериза-
ции в соответствии с пунктом 1 приложения 8 к Программе в течение одного
дня.
По результатам углубленной диспансеризации в случае выявления у
гражданина хронических неинфекционных заболеваний, в том числе связан-
ных с перенесенной новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), гражда-
нин в установленном порядке ставится на диспансерное наблюдение, при
наличии показаний ему оказывается соответствующее лечение и медицин-
ская реабилитация в порядке, установленном Министерством здравоохране-
ния Российской Федерации, предоставляются лекарственные препараты в со-
ответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осу-
ществляет взаимодействие с территориальными фондами обязательного ме-
дицинского страхования, в том числе по вопросам осуществления монито-
ринга прохождения углубленной диспансеризации и ее результатов.
Диспансерное наблюдение устанавливается в течение 3-х рабочих дней
после установления диагноза при оказании медицинской помощи в амбула-
торных условиях или получения выписного эпикриза из медицинской карты
стационарного больного по результатам оказания медицинской помощи в
стационарных условиях.
Охват диспансерным наблюдением лиц с хроническими неинфекцион-
ными и инфекционными заболеваниями и лиц с высоким и очень высоким
сердечно-сосудистым риском, не менее 70%.
Охват диспансерным наблюдением лиц старше трудоспособного воз-
раста, из числа подлежащих ему, не менее 90%.
8.8. Перечень медицинских организаций, участвующих
в реализации Программы, в том числе Территориальной
программы ОМС, проводящих профилактические
медицинские осмотры, в том числе в рамках
диспансеризации, в том числе углубленной
Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Про-
граммы, в том числе Территориальной программы ОМС, проводящих профи-
лактические медицинские осмотры, в том числе в рамках диспансеризации, в
том числе углубленной, установлен приложением 4 к Программе.
8.9. Условия предоставления медицинской помощи
1. При оказании первичной медико-санитарной помощи в медицинских
организациях объем диагностических и лечебных мероприятий для конкрет-
ного пациента определяется лечащим врачом в соответствии со стандартами
медицинской помощи и клиническими рекомендациями, утвержденными в
установленном порядке.
Предполагается совпадение времени приема врача со временем работы
основных кабинетов и служб, обеспечивающих консультации, исследования,
процедуры, регламентированное режимом работы медицинской организации.
К основным кабинетам и службам медицинской организации относятся
такие, которые необходимы для своевременной постановки диагноза (ЭКГ-
кабинет, клиническо-биохимическая лаборатория, рентген-кабинет, кабинет
УЗИ-диагностики и другие).
2. Порядок организации приема, вызова врача на дом и режим работы
регламентируются внутренними правилами работы медицинской организа-
ции. Правила утверждаются приказом руководителя медицинской организа-
ции. Ознакомление с этими правилами должно быть доступно каждому паци-
енту (наличие информации на стендах, интернет-сайте и т.д.).
В случаях, если такие правила не обеспечивают права граждан на до-
ступность получения медицинской помощи, они должны быть откорректиро-
ваны администрацией медицинской организации с учетом требований мини-
стерства здравоохранения Нижегородской области, Территориального фонда
обязательного медицинского страхования Нижегородской области, других
имеющих на то право органов.
3. Медицинские карты пациентов, получающих медицинскую помощь
в амбулаторных условиях (форма No 025/у), хранятся в регистратуре меди-
цинской организации, за исключением консультативных поликлиник. В кон-
сультативных поликлиниках сведения о пациентах оформляются в журнале
консультативных заключений, форма которого утверждается приказом мини-
стерства здравоохранения Нижегородской области. Работники медицинских
организаций обеспечивают доставку медицинских карт пациентов, получа-
ющих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, по месту назначения
при необходимости их использования внутри медицинской организации и
несут ответственность за их сохранность.
4. Медицинские организации обязаны обеспечить преемственность
оказания медицинской помощи в выходные и праздничные дни, в период от-
сутствия специалистов, при необходимости оказания неотложной помощи.
5. При направлении пациента в консультативную поликлинику оформ-
ляются:
– направление установленного образца;
– выписка из медицинской карты амбулаторного больного установлен-
ной формы.
6. После консультации на руки пациенту выдается заключение по уста-
новленной форме.
7. Оказание первичной медико-санитарной помощи пациенту на дому
включает:
– осмотр пациента;
– постановку предварительного диагноза, составление плана обследо-
вания и лечения, постановку клинического диагноза, решение вопроса о тру-
доспособности и режиме;
– оформление медицинской документации;
– представление необходимой информации о состоянии его здоровья и
разъяснение порядка проведения лечебно-диагностических и профилактиче-
ских мероприятий;
– организацию соответствующих профилактических и санитарно-
гигиенических мероприятий.
8. При оказании амбулаторно-поликлинической помощи в условиях
медицинской организации и на дому врач (фельдшер) обеспечивает:
– первичную медико-санитарную помощь (доврачебную, врачебную,
специализированную), при необходимости – в неотложной форме;
– в случае непосредственной угрозы жизни организует перевод пациен-
та в стационар;
– организует противоэпидемические и карантинные мероприятия;
– дает рекомендации пациенту о лечебно-охранительном режиме, по-
рядке лечения и диагностики, порядке приобретения лекарств;
– предоставляет пациенту необходимые документы, обеспечивающие
возможность лечения амбулаторно или на дому, в том числе в условиях ста-
ционара на дому (рецепты, в том числе лицам, имеющим право на обеспече-
ние необходимыми лекарственными препаратами в соответствии с главой 2
Федерального закона от 17 июля 1999 г. No 178-ФЗ “О государственной соци-
альной помощи”, справки, листок временной нетрудоспособности, направле-
ния на лечебно-диагностические процедуры и т.д.);
– оказывает медицинскую помощь по своей специальности;
– оказывает медицинскую помощь по своей специальности детям до 15
лет (несовершеннолетним, больным наркоманией, – в возрасте до 16 лет)
только в присутствии родителей или законных представителей. В случае ока-
зания медицинской помощи в отсутствие законных представителей врач
представляет им впоследствии исчерпывающую информацию о состоянии
здоровья ребенка.
9. Прием врачей-специалистов внутри медицинской организации обес-
печивается по инициативе врачей, оказывающих первичную медико-
санитарную помощь, которые выдают пациенту направление на консульта-
цию с указанием ее целей и задач, или, при самообращении, с учетом права
выбора пациента.
В случае, если в реализации Программы принимают участие несколько
медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответ-
ствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о
возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения усло-
вий оказания медицинской помощи, установленных Программой.
10. Направление пациента на госпитализацию в стационар с круглосу-
точным пребыванием в плановом порядке осуществляется лечащим врачом в
соответствии с клиническими показаниями, требующими круглосуточного
медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения, на
лечение в дневных стационарах всех типов – в соответствии с клиническими
показаниями, не требующими круглосуточного медицинского наблюдения.
Перед направлением пациента на стационарное лечение должно быть прове-
дено догоспитальное обследование в соответствии со стандартами медицин-
ской помощи и клиническими рекомендациями, утвержденными в установ-
ленном порядке. В направлении установленной формы должны содержаться
данные объективного обследования, результаты дополнительных исследова-
ний.
11. Условия госпитализации в медицинские организации:
11.1. Госпитализация населения обеспечивается в оптимальные сроки:
– врачом (лечащим, участковым врачом или иным медицинским работ-
ником) при наличии показаний для госпитализации;
– скорой медицинской помощью;
– при самостоятельном обращении больного при наличии показаний к
госпитализации.
11.2. Обязательно наличие направления на плановую госпитализацию.
11.3. Больные размещаются в палатах на 2 и более места.
11.4. Предоставление индивидуального медицинского поста в стацио-
нарных условиях по медицинским показаниям.
11.5. Возможен перевод в другую медицинскую организацию по меди-
цинским показаниям.
12. Требования к оформлению медицинской документации регламен-
тируются нормативными документами уполномоченного федерального орга-
на исполнительной власти и министерства здравоохранения Нижегородской
области.
13. Порядок направления пациентов для получения первичной специа-
лизированной медицинской помощи, в том числе консультативной, в меди-
цинских организациях, не имеющих прикрепленного населения, а также по-
рядок направления на госпитализацию в медицинские организации Нижего-
родской области для получения медицинской помощи на третьем уровне
определяется нормативными документами министерства здравоохранения
Нижегородской области.
14. Порядок направления пациентов в медицинские организации и
научно-исследовательские институты, в том числе находящиеся за пределами
Нижегородской области, разрабатывается и утверждается нормативными до-
кументами министерства здравоохранения Нижегородской области на осно-
вании нормативных документов уполномоченного федерального органа ис-
полнительной власти.
15. Медицинская организация обязана информировать пациента о его
правах и обязанностях в области охраны здоровья, для чего обязательным
является наличие данной информации на ее сайте в информационно-
телекоммуникационной сети “Интернет”, в регистратурах и холлах амбула-
торно-поликлинических учреждений и их структурных подразделений, в
приемных отделениях и на сестринских постах в стационарах.
16. Защита прав граждан осуществляется в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации.
Защита прав застрахованных, контроль объемов, сроков, качества и
условий предоставления медицинской помощи осуществляются в соответ-
ствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. No 326-ФЗ “Об обязатель-
ном медицинском страховании в Российской Федерации”, нормативными
правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации,
Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в том числе
приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта
2021 г. No 231н “Обутверждении Порядка проведения контроля объемов, сро-
ков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязатель-
ному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финан-
сового обеспечения”.
17. Медицинские организации, участвующие в реализации Территори-
альной программы ОМС, обязаны оказывать медицинскую помощь гражда-
нам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в других
субъектах Российской Федерации. Оплата оказанной медицинской помощи
осуществляется Территориальным фондом обязательного медицинского
страхования Нижегородской области в соответствии с действующим законо-
дательством.
18. Медицинские организации, участвующие в реализации Территори-
альной программы ОМС, оказывающие медицинскую помощь в амбулатор-
ных и стационарных условиях, обязаны соблюдать Порядок информационно-
го сопровождения застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицин-
ской помощи в соответствии с действующим законодательством.
19. Маршрутизация пациентов, в том числе застрахованных лиц при
наступлении страхового случая, в разрезе условий, уровней, профилей оказа-
ния медицинской помощи, в том числе лиц, проживающих в малонаселен-
ных, отдаленных и (или) труднодоступных населенных пунктах, а также в
сельской местности, регламентируется приказами министерства здравоохра-
нения Нижегородской области, а в федеральные медицинские организации
осуществляется в порядке, установленном Министерством здравоохранения
Российской Федерации.
8.10. Условия пребывания в медицинских организациях
при оказании медицинской помощи в стационарных условиях,
включая предоставление спального места и питания,
при совместном нахождении одного из родителей, иного члена
семьи или иного законного представителя в медицинской
организации в стационарных условиях с ребенком до достижения
им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного
возраста – при наличии медицинских показаний
Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному пред-
ставителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с
ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помо-
щи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от
возраста. При совместном нахождении в медицинской организации в стацио-
нарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ре-
бенком старше данного возраста – при наличии медицинских показаний. Пла-
та за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за
предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.
Решение о наличии медицинских показаний к нахождению вместе с ре-
бенком одного из родителей, иного члена семьи или иного законного пред-
ставителя принимается лечащим врачом совместно с заведующим отделени-
ем, о чем делается соответствующая запись в медицинской карте стационар-
ного больного и выдается при необходимости листок нетрудоспособности.
8.11. Условия размещения пациентов в маломестных палатах
(боксах) по медицинским и (или) эпидемиологическим
показаниям, установленным Министерством здравоохранения
Российской Федерации
Размещение пациентов в маломестных палатах (боксах) не более 2 мест
осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. No 535н “Об
утверждении перечня медицинских и эпидемиологических показаний к раз-
мещению пациентов в маломестных палатах (боксах)”, с соблюдением сани-
тарных правил СП 2.1.3678-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к
эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а
также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих
продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг”, утвержденных по-
становлением Главного государственного санитарного врача Российской Фе-
дерации от 24 декабря 2020 г. No 44.
При этом допускается одновременное размещение в маломестной пала-
те (боксе) больных с одинаковыми нозологиями.
8.12. Условия предоставления детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей, в случае выявления
у них заболеваний медицинской помощи всех видов, включая
специализированную, в том числе высокотехнологичную,
медицинскую помощь, а также медицинскую реабилитацию
В случае выявления у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей (далее – несовершеннолетние), заболеваний, требующих оказания
медицинской помощи всех видов, включая специализированную, в том числе
высокотехнологичную, медицинскую помощь, а также медицинскую реаби-
литацию, такая медицинская помощь оказывается бесплатно в соответствии с
медицинскими показаниями.
При необходимости стационарного лечения госпитализация детей-
сирот, детей, оставшихся без опеки и попечения родителей, пребывающих в
стационарных учреждениях, в возрасте до 15 лет осуществляется в сопро-
вождении сотрудников этих учреждений. Медицинская реабилитация, сана-
торно-курортное лечение и высокотехнологичная медицинская помощь ока-
зываются данной категории несовершеннолетних в первоочередном порядке.
8.13. Порядок предоставления транспортных услуг
при сопровождении медицинским работником пациента,
находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях
выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов
медицинской помощи в случае необходимости проведения такому
пациенту диагностических исследований при отсутствии
возможности их проведения медицинской организацией,
оказывающей медицинскую помощь пациенту
В целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стан-
дартов медицинской помощи в случае необходимости проведения пациенту,
находящемуся на лечении в стационарных условиях, диагностических иссле-
дований, оказания консультативной помощи при отсутствии возможности их
проведения в медицинской организации, оказывающей медицинскую по-
мощь, руководством данной медицинской организации обеспечивается
транспортировка пациента в сопровождении медицинского работника в дру-
гую медицинскую организацию.
Данная услуга оказывается пациенту без взимания платы.
Транспортное средство предоставляется медицинской организацией, в
которой пациент находится на стационарном лечении, по предварительной
договоренности с медицинской организацией, оказывающей медицинскую
услугу по диагностическим исследованиям или консультациям на основании
заключенных договоров.
Медицинский работник, сопровождающий пациента, осуществляет до-
ставку медицинской документации пациента в другую медицинскую органи-
зацию, ожидает пациента, после проведения необходимых диагностических
исследований и консультаций обеспечивает сопровождение пациента и до-
ставку медицинской документации обратно в медицинскую организацию по
месту получения стационарного лечения.
При привлечении к транспортировке машины и бригады скорой меди-
цинской помощи оплата вызова осуществляется медицинской организацией,
оказывающей стационарную медицинскую помощь.
8.14. Сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой
в плановой форме, в том числе сроки ожидания оказания
медицинской помощи в стационарных условиях, проведения
отдельных диагностических обследований,
а также консультаций врачей-специалистов
Сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой фор-
ме, в том числе сроки ожидания оказания медицинской помощи в стационар-
ных условиях, проведения отдельных диагностических обследований и кон-
сультаций врачей специалистов, составляют:
сроки ожидания приема врачами-терапевтами участковыми, врачами
общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми не
должны превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую
организацию;
сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в не-
отложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения паци-
ента в медицинскую организацию;
сроки проведения консультаций врачей-специалистов (за исключением
подозрения на онкологическое заболевание) не должны превышать 14 рабо-
чих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;
сроки проведения консультаций врачей-специалистов в случае подо-
зрения на онкологическое заболевание не должны превышать 3 рабочих
дней;
сроки проведения диагностических инструментальных (рентгеногра-
фические исследования, включая маммографию, функциональная диагности-
ка, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказа-
нии первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 рабо-
чих дней со дня назначения исследований (за исключением исследований
при подозрении на онкологическое заболевание);
сроки проведения компьютерной томографии (включая однофотонную
эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томогра-
фии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи (за
исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание)
не должны превышать 14 рабочих дней;67
сроки проведения диагностических инструментальных и лабораторных
исследований в случае подозрения на онкологическое заболевание не долж-
ны превышать 7 рабочих дней со дня назначения исследований;
срок установления диспансерного наблюдения врача-онколога за паци-
ентом с выявленным онкологическим заболеванием не должен превышать 3
рабочих дней с момента постановки диагноза онкологического заболевания;
сроки ожидания оказания специализированной (за исключением высо-
котехнологичной) медицинской помощи, в том числе для лиц, находящихся в
стационарных организациях социального обслуживания, не должны превы-
шать 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпи-
тализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями не должны
превышать 7 рабочих дней с момента гистологической верификации опухоли
или с момента установления диагноза заболевания (состояния);
время доезда до пациента бригады скорой медицинской помощи при
оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно пре-
вышать 20 минут с момента ее вызова.
При расстоянии от отделения (подстанции) скорой медицинской по-
мощи до места нахождения пациента от 20 до 40 километров время доезда
может составлять до 40 минут, при расстоянии от 40 до 60 километров время
доезда может составлять до 60 минут, при расстоянии свыше 60 км время до-
езда может составлять до 90 мин.
В условиях гололедицы, снегопадов, неудовлетворительного состояния
дорожного покрытия и дорожного движения время доезда до пациента может
увеличиваться.
При выявлении злокачественного новообразования лечащий врач
направляет пациента в специализированную медицинскую организацию
(специализированное структурное подразделение медицинской организации),
имеющую лицензию на осуществление медицинской деятельности с указа-
нием работ (услуг) по онкологии, для оказания специализированной меди-
цинской помощи в сроки, установленные настоящим разделом.
В медицинских организациях, оказывающих специализированную ме-
дицинскую помощь в стационарных условиях, ведется лист ожидания специ-
ализированной медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, и
осуществляется информирование граждан в доступной форме, в том числе с
использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, о
сроках ожидания оказания специализированной медицинской помощи с уче-
том требований законодательства Российской Федерации о персональных
данных.